ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, особенно на первом году жизни, отличается целым рядом особенностей, соответствующих возрастным, функциональным и индивидуальным особенностям самого организма ребенка, условиям его жизни и окружающей среде. Физиол. равновесие у взрослого, достигаемое введением определенного количества важнейших составных частей пищи для покрытия расходов организма, осложняется у ребенка еще требованием достаточного количества и качества пищи для постройки новых тканей, для роста организма. Далее, в виду того, что детский организм обладает очень малой сопротивляемостью по отношению к инфекциям и другим вредным влияниям, рациональное вскармливание имеет своей задачей не только обеспечить правильное развитие ребенка, но и поднять его иммунитет и приспособляемость к внешним вредным условиям. Наконец, особенности органов пищеварения и клеточного обмена предъявляют к пище ряд требований, невыполнение к-рых влечет за собой резкие расстройства пищеварения и питания. Поэтому, несмотря на то, что «динамический принцип регуляции пищи в природе является наиболее глубоким и наиболее универсальным» (Rubner), несмотря на всю практичность его в приложении к установлению количества пищи, нельзя ограничиваться в этом вопросе только одной энергетической точкой зрения. Ярким доказательством этого является общепризнанный факт, что до сих пор не имеется такой искусственной питательной смеси, которая всегда заменяла бы женское молоко. В основе В. лежит совершенно определенный биол. закон, что всякое животное, принадлежащее к разряду млекопитающих, должно при рождении получать молоко своей матери, т. к. состав молока является индивидуально приспособленным к виду животного (см. Молоко). Грудное кормление является продолжением той тесной связи, -к-рая существует между матерью и плодом в утробном периоде, т. к. при нем ребенок, анатомически отделившийся от матери, продолжает еще получать питание, как и в утробном периоде, от материнского организма и лишь постепенно приспособляется к вполне самостоятельному существованию. Культура и соц. условия изменяют как самый организм человека, так и требования, к-рые к нему предъявляются; но все-таки нарушения этого закона в массе всегда тяжело отзываются на результатах В. д., выражаясь повышенной заболеваемостью и смертностью последних. В силу этого пропаганда грудного В. является обязанностью врача, имеющего дело с вопросами В. ребенка. Тысячи консультаций, рассеянных по культурным странам, ведут борьбу с искусственным В., неправильным прикормом и неправильным кормлением грудью. Эта борьба, совместно с санит. просвещением массы матерей, уже дала и будет давать результаты не только в виде понижения смертности, но и улучшения здоровья подрастающего поколения. Вопрос о том, в чем именно заключаются драгоценные свойства женского молока, является очень сложным и еще невыясненным во всем своем объеме. Гомологичность и полноценность белков, состав солей, близкий к составу золы тела ребенка, определенные коррелятивные соотношения между составными частями женского молока, относительно малые требования, предъявляемые им к пищеварительным органам ребенка,— всего этого недостаточно для объяснения его преимуществ перед молоком животных. Ряд веществ более тонкого строения, как ферменты, витамины, иммунные тела (антитоксины и др.), получающихся из крови ма* тери, делает женское молоко как бы живой тканью, «белой кровью», незаменимым продуктом для вскармливания еще слабого, неполноценного в фнкц. отношении ребенка раннего возраста (см. Грудной ребенок). Совокупность всех этих свойств женского молока, дополняемая еще тем обстоятельством, что получается оно при каждом кормлении непосредственно из груди, стерильным, теплым, обусловливает его преимущества перед искусственным питанием ребенка, то, в полном смысле слова, «оживление» ребенка, к-рое происходит при переводе его с искусственного В. на женское молоко и то повы*-шение иммунитета, к-рого нельзя добиться другими средствами. Несмотря на все эти драгоценные и незаменимые свойства молока, все-таки существуют условия, когда мать не может кормить грудью своего ребенка или даже не должна этого делать. Случаи абсолютного отсутствия молока являются большой редкостью (см. Агалактия), гипогалактия же, встречающаяся приблизительно в 20%, является показанием не для отнятия от груди, а лишь для введения дополнительного прикорма (см. Гипогалактия). В случаях, когда ребенок не может брать грудь по тем или иным физ. недостаткам с его стороны (уродства) или при недоразвитии сосков у матери, может применяться кормление сцеженным молоком. Малокровие, нервность и вообще слабость здоровья матери не являются абсолютным показанием для отказа кормить грудью, т. к. во многих случаях здоровье матери даже улучшается при выполнении ею этой физиологической функции, нужно только следить за матерью и во-время перейти на смешанное кормление, индивидуализируя каждый случай. 3 а-прещение кормления показано в случаях открытого tbc матери или тяжелой, истощающей болезни ее (рак, нефрит с уремией, диабет, порок сердца в периоде декомпенсации), особенно если последняя представляет опасность для ребенка (рожа) или, наконец, в случаях буйного психоза или крайней депрессии и тяжелой эпилепсии. Техника вскармливания грудью проста. Главное требование—чистота, для чего необходимо, кроме возможно частых ванн или бани, мытье рук перед кормлением и обмывание грудного соска и ареолы кипяченой водой. Применение дезинфицирующих средств, мазей, спирта и т. п. допустимо только в случаях патологических. Обтирание рта ребенку вредно. Кормление грудью должно производиться в условиях наиболее удобного положения тела матери: в лежачем положении в постели на боку—в первые дни после родов, при слабости матери и т. д. или в сидячем—на низком стуле или кресле, чтобы не уставала спина кормящей; ребенок при таком положении лежит на коленях у матери, головой на ее руке, опирающейся на слегка приподнятое колено, для чего нога матери ставится на небольшую скамеечку. Первое прикладывание к груди производится через 9—12 час. после рождения (ждать 24 часа нет надобности). Если молока еще нет или если количество отделяемого в это время молока (молозива) не удовлетворяет ребенка, можно дать ему с ложечки еще немного кипяченой воды, подслащенной сахарином или сахаром.Опыт больших родильных домов показывает, что со второго же дня ребенка можно регулярно прикладывать к груди через 3 часа, кроме ночного промежутка в 6—8 часов. Для крепких, здоровых детей промежуток между кормлениями может быть удлинен до 4 час, а для слабых сокращен до 2 ч. После 4 мес. у нормально развивающегося ребенка число кормлений обычно может не превышать пяти. Грудь дается по очереди, одно кормление правая, другое—левая. При малом количестве молока у матери и в возрасте ребенка старше пяти месяцев нередко приходится давать каждый раз обе груди. Продолжительность кормления колеблется в пределах 15—20 мин. и не должна превышать 30 мин., так как установлено, что дальнейшее лежание у груди почти не прибавляет количества высасываемого молока. Общее количество молока, высасываемого ребенком за сутки, колеблется индивидуально, приблизительно соответственно весу тела, и видно в средних цифрах (в граммах) из приводимой ниже таблицы Феера (Feer). Среднее количество молока, высасываемого новорожденным за сутки, практически определяется повышением на каждый день в 70—80 г, за исключением дня рождения (Fin-kelstein). Напр., на 5-й день [(5—1)х 70 или 80] =280—320 е; на 2-й неделе оно должно быть не менее 100 г на 1 кг веса. В течение первого полугодия количество молока в сутки не должно превышать */в веса тела и быть меньше Ve его (числа, удобные для запоминания: 8-недельный ребенок получает 800 г в сутки). Считая калорийную ценность женского молока в 650 калорий, Гейбнер (Heubner) вычислил «коэф. энергии», необходимый для правильного развития ребенка: на первую ХД г°Да—Ю0 калорий на 1 кг Недель Средн. весреб. Средн. колич. Недель Средн. весреб. Средн. колич. по Ка- молока по Ка- молока мереру в сутки мереру в сутки веса, на вторую х/,—90, а во вторую половину года 80 и меньше. Для недоношенных, гипотрофиков и индивидуально плохо развивающихся на этом количестве детей эта цифра повышается на 20—50% или же рассчитывается на нормальный вес ребенка данного возраста (Sollgewicht). Эта общая цифра необходимого pro die числа калорий дает возможность произвести расчет пищи для данного ребенка. Напр., ребенок пяти мес, весом в 6.000 г должен получить не менее 6x90, т. е. 540 калорий в день. Считая в 100 г женского молока около 65 калорий, нужно дать ребенку около 830 г, или 165 г на каждое кормление. Режим кормящей женщины мало чем отличается от обычного: требуется несколько меньшее количество работы и больше отдыха, обязательные прогулки на открытом воздухе и не менее 7 часов сна. Утомление заметно уменьшает количество молока. Очень важна регулярность жизни и отсутствие эксцессов. Половая жизнь в умеренной степени допустима. Рекомендуются возможно частые ванны, обмывание или купанье в нехолодной воде. Что касается пищевого режима, то кормящая женщина, удовлетворяя свой аппетит, ест и пьет несколько больше обычного, так как отдает в виде молока около 650 калорий. Пища может быть самая разнообразная, без большого количества мяса и молока (запоры, понижение аппетита). Овощи и фрукты—обязательно и в сыром виде, в количестве, к-рое переносится кишечником. Количество питья должно соответствовать потребности, заставлять же много пить не следует. Запрещаются спиртные напитки в большом количестве и очень раздражающие и пахучие вещества. Вопрос о влиянии пищи на количество и качество молока женщины еще мало изучен (см. Молоко). Лучшим показателем правильности вскармливания является развитие ребенка: его вес и рост в пределах нормы, развитие психики и статических функций (см. Грудной "ребенок). Неудачи вскармливания грудью матери могут зависеть от самой матери, ее лактационной способности (гипогалактия и раннее прекращение лактации), ее здоровья вообще (послеродовые заболевания), а так же от местных причин: неправильное развитие сосков (плоские, втянутые соски), трещины их и, наконец, мастит. Чаще причина лежит в ребенке, когда правильности В. мешают также местные причины: дефекты развития губ, челюстей, твердого и мягкого нёба (заячья губа, волчья пасть), носа или общие, в виде врожденной слабости, недоношенности, дефектов или запоздалого развития фнкц. способности пищеварительного тракта (недостаток НС1, энзимов); одной из частых причин являются конституциональные особенности ребенка (невропатия). Наконец, частой причиной плохого развития ребенка при грудном питании, несмотря на тщательный уход и соблюдение всех правил кормления, являются инфекции: lues и tbc, к-рые нередко протекают в скрытой форме. В тех случаях, когда мать по тем или иным причинам совсем не может кормить своего ребенка, поднимается вопрос 0  передаче ребенка на В. другой женщине. Широко применявшийся прежде способ В.д. наемными кормилицами теперь имеет очень редкое применение. Этому способствовало, с одной стороны, распространение правильных взглядов на вскармливание ребенка и обязанности матери (неустанная пропаганда врачей, что всякая мать должна кормить своего ребенка), с другой—изменение культурно-бытовых условий той массы, откуда черпали запас кормилиц, а со времени революции—и поднятие самосознания матери и изменившееся экономическое положение. Чем культурнее страна, тем труднее найти женщину, к-рая согласилась бы лишить своего ребенка груди и продать свое молоко чужому ребенку. Кормилицы остались лишь для учреждений, где они находятся со своими детьми и отдают излишек своего молока для В. преимущественно больных детей (см. Кормилица). В. грудью кормилицы производится по тем же правилам, что и грудью матери, и дает такие же результаты в смысле развития и здоровья ребенка. В учреждениях теперь принято давать детям сцеженное молоко; как показывает опыт, количество молока и качество его, а также и продолжительность лактации не меняются от этого приема, даже если у кормилицы нет собственного ребенка, которого она прикладывала бы к груди. Когда мать не в состоянии полностью удовлетворить потребность ребенка в пище, то нет надобности, это часто делают, бросать кормление грудью, а необходимо лишь дать ребенку прикорм. Обычно этот момент наступает к б1/*—6 мес; после же 7 месяцев такой прикорм является необходимым, если даже у матери достаточное количество молока, т. к. к этому времени быстро развивающийся организм ребенка начинает уже страдать от недостатка в пище углеводов и солей К, Na и особенно кальция и железа. По теории Бун-ге (Bunge), накопляющийся в последние три месяца утробной жизни запас железа в теле плода при кормлении молоком, содержащим мало железа (1,7—2 мг Fe203 на 1  л), оказывается израсходованным к 7— 9 мес, и ребенок неминуемо делается ане- мичным, если не получает в прикорм содержащей железо пищи, преимущественно растительного происхождения, различного рода крупу, овощи, плоды и другую пищу (см. ниже). Если мать не может удовлетворить потребности ребенка моложе 5 мес, то ребенка переводят на смешанное В. грудью и той или иной питательной, обычно молочной, смесью. Это бывает: 1) при гипогалак-тии; 2) при заболевании матери, когда кормление ее истощает; 3) когда мать не может полностью кормить ребенка по соц. причинам (работа, общественные обязанности); 4) в пат. случаях, когда ребенок требует для правильного своего развития увеличения той или иной составной части пищи или же в молоке матери существует недостаток этого ингредиента даже для нормальной потребности ребенка. Добавочная пища дается ребенку, смотря по обстоятельствам, или как самостоятельное кормление или же в одно кормление с грудью, так, однако, чтобы общий объем пищи не превышал нормального полного кормления. При смешанном В. необходимо иметь в виду нек-рые практические правила: 1. При кормлении грудью и молочной смесью в один раз—сначала давать грудь. 2. При кормлении смесью из пузырька с соской (ребенку моложе трех мес) делать в последней возможно маленькие отверстия, чтобы кормление продолжалось приблизительно столько же времени, как и грудное. 3. Настаивать, чтобы мать давала грудь не менее двух раз в сутки, иначе поддержать лактацию невозможно. 4. Возможно чаще контролировать взвешиванием прибавку веса ребенка и количество высасываемого из груди молока, т. к. бывает, что, когда здоровье матери поправляется, количество молока у нее нарастает и является возможность отказаться от добавочной пищи. Смешанное В., как показывает опыт, при правильном применении и наблюдении за ребенком дает очень хорошие результаты; поэтому этот метод приобретает все большее и большее распространение, т. к. дает возможность освобождать женщину для выполнения ею общественных обязанностей без вреда для ребенка. Действительно, если мать после двухмесячного освобождения от работы должна уходить из дома и не имеет возможности возвращаться туда до окончания последней, то она, покормив ребенка и сцедив молоко на ближайшее кормление (через 3 ч.), на следующее может дать молочную смесь, соответствующую возрасту и состоянию ребенка, а затем, вернувшись домой, опять кормить грудью. Хотя этот способ стоит много ниже чисто грудного В., но при все увеличивающемся вовлечении женщины в обществ, и проф. работу смешанное В. несомненно будет очень распростр. методом. Отнятие от груди при правильном развитии ребенка происходит обычно между 9—12 мес. его жизни; более продолжительное кормление, существующее как правило у нек-рых народностей, не приносит вреда, если одновременно ребенок получает и другую, немолочную пищу; без этого условия оно недопустимо (анемия). Самый переход на искусственное В. должен совершаться постепенно, приблизительно в течение двух недель, при чем нельзя отнимать от груди в летнее жаркое время и при заболевании ребенка, т. к. лишение женск. молока, даже при отсутствии желудочно-кишечн. расстройства, сопровождается как правило временным понижением иммунитета, а при расстройствах питания, нередко бывающих в летнее время, последний и без того резко падает. При невозможности дать ребенку материнское или вообще женское молоко. приходится применить искусственное или, как предлагали называть его, неестественное вскармливание (термин этот, однако, не привился).. Искусственное вскармливание ребенка представляет большую и трудную задачу, являющуюся, можно сказать, центральной в области педиатрии и имеющей громадное общественное и научное значение, задачу, не разрешенную до сих пор, несмотря на громадные успехи, сделанные за последнее время. Дать пищу, вполне заменяющую женское молоко, невозможно, но приблизить ее настолько к последнему, чтобы со стороны организма ребенка требовалось наименьшее количество добавочной работы или, по крайней мере, ему приносилось возможно меньше вреда,—этого мы вправе требовать от предлагаемой вместо женского молока пищи. Вскормить отдельных детей в подходящей обстановке можно любой смесью, но совершенно другое дело—дать пищу, пригодную в массовом масштабе для здорового и больного ребенка. Едва ли приходится спорить, что такой пищей является больше всего молоко животных, несмотря на его значительное отличие от женского. В. д. молоком животных применялось в глубокой древности путем непосредственного прикладывания ребенка к вымени животного. На древних египетских рисунках и в художественных произведениях, касающихся греческой и римской мифологии, находятся изображения В. д. коровой, козой, ланью, волчицей (см. рисунок 1); но и в XIX в. еще производились попытки непосредственного В. детей прикладыванием к вымени: Цвир-лейн (Zwierlein) в Германии (1817) настойчиво рекомендовал В. д. козой (см. рисунок 2); Тарнье (Tarnier) и Парро (Parrot) во Франции (1871) устраивали в своих учреждениях спец.помещения, где детей прикладывали к вымени ослиц. Парро даже рассчитывал, вводя ослицам ртуть и иод, ле-читьт.о. детей люэти-ков. Попытки, сделанные в более позднее время (Brunnig), доказали непригодность такого метода В. Наряду с этим на древних фресках и картинах имеются изображения предметов, а в музеях древностей—и самые рожки, флаконы, поилки, из к-рых давали молоко детям, а также ложки, чашки и другие принадлежности для В., к-рые знакомят

Рисунок 1.

нас с методами искусственного В. у египтян, греков, римлян и др. народов. Результаты искусственного В. ребенка были, конечно, всегда и везде плохие, но литературных данных по этому вопросу очень мало: очевидно, это мало интересовало врачей прежнего времени, т. к. и младенческая жизнь ценилась

Рисунок г.

невысоко. Лишь с выявлением важности сохранения жизни подраста'ющего поколения, с развитием статистики, со времени обособления детских болезней в особую дисциплину во второй половине XIX в., сразу во всем своем объеме встает вопрос о громадной детской смертности среди искусственно вскармливаемых детей, и начинается научная разработка причин этого явления. Неуспешность искусственного В., прежде всего, усматривали в разнице хим. состава молока человека и животных, при чем особенное внимание было обращено на белки молока. Большее против женского молока количество белка и грубые свертки его при створаживании коровьего молока рассматривались как главная причина трудной перевариваемости его и расстройств пищеварения у детей раннего возраста. Поэтому впервые Риттером фон Риттерсгеймом (Ritter von Rittersheim), а затем Бидертом (Biedert) и были предложены разведения сливок и молока водой с добавкой сахара (см. Бидерта сливочные смеси). Выставленное Бидертом положение о трудной перевариваемости казеина коровьего молока вызвало ряд предложений предварительной обработки казеина трипсином, пептонизации его, разведения его сывороткой и т. д., появился ряд препаратов под названием искусственного женского молока, детского альбу-мозного молока (Voltrner, Backhaus, Lof-lund и др.); все они не оправдали надежд и не были, конечно, пригодны для массового В. д. Эта теория трудной переносимости детским организмом казеина молока животных практически опровергнута широко распространившимся за последнее время успешным применением препаратов, содержащих как раз большие количества казеина (белковое молоко, пахтанье, ларозан, плазмон и др.). Черни и Келлер (Czerny, Keller) высказали предположение о вредном влиянии '758 жира коровьего молока,' к-рый дает большое количество низших жирных кислот, вызывающих раздражение кишечника и заболевание поносом. Эта теория тоже оказалась несостоятельной. Молочный сахар и соли (сыворотка) молока также выставлялись причиной неуспешности. В. коровьим молоком (Finkelstein, Davidson, Keilman и др.). Несмотря на громадное количество различных смесей и методов В., основанных на этих теоретических предпосылках о разнице в хим. составе молока женского и животных, практически полезных предложений не получилось . Очевидно, дело заключается не в одном только хим. различии. Успехи бактериологии заставили высказать предположение о том, что вредное влияние молока животных зависит от его загрязнения бактериями, которые и вызывают заболевание кишечного тракта у детей. Появились стерилизация и пастеризация молока, соответствующие аппараты (Soxlet, Гиппиус; см. Сокслета аппарат и Гиппиуса аппарат), но и тут надежды не оправдались, т. к. эти способы решающего влияния на успешность В. не имели. В поисках причины неудач искусственного В. мед. мысль обратилась к разнице в биол. свойствах того и другого молока, и в этом направлении идет теперь работа по изучению гетерогенности белков, жиров, сыворотки, коррелятивных соотношений их, а также по изучению ферментов, приспособляемости организма к усвоению пищи, условий, зависящих от самого ребенка, обстановки его жизни и т. д. Как предполоясения о значении разницы хим. состава и бактериального загрязнения коровьего молока, так и значение биолог. его отличия от женского, конечно, не могут быть не приняты во внимание; работы во всех этих направлениях внесли и продолжают вносить свою долю в выяснение вопроса о трудности искусственного В., но несомненно, что односторонние взгляды на неутешность искусственного В. не могут выяснить причины,-—вопрос этот сложен и должен рассматриваться целиком, принимая во внимание не только самое молоко, но и особенности организма ребенка во всем их многообразии и окружающую его среду; только изучение комплекса этих условий создаст возможность успешного искусственного В. Этим объясняется, почему в хорошей семейной обстановке издавна удавалось вскормить ребенка коровьим молоком, а в условиях прежних учреждений все попытки оставались безуспешными. Последнее десятилетие дало громадные практические достижения в этой области, и современные учреждения для детей раннего возраста, несмотря на широкое применение в них искусственного В., не дают уже теперь 60—100% смертности, а последняя падает ниже 10%. Этот успех базируется на изживании т. н. госпитализма (см.) закрытых учреждений, на повышении иммунитета ребенка по отношению к инфекциям и выносливости к чужеродной пище. Достигается это путем установления определенных гиг. условий жизни детей (помещение, свет, воздух, чистота, правильный уход и т. д.), с одной стороны, и устранением качественного и количествен- ного голодания ребенка, к-рое обусловливает высоту его жизненного потенциала, его способность усвоения пищи. До последнего времени значение голодания для детского организма вообще учитывалось очень мало, учение же 0  вреде отдельных составных частей коровьего молока, о вредном пищевом остатке, боязнь перекармливания, которым прежде всего объяснялись расстройства пищеварительного тракта, повлекли за собой постоянный недокорм ребенка, подрыв его сил, понижение жизнеспособности. Не отрицая вредного действия перекорма, необходимо в данное время особенно подчеркнуть губительное влияние голода на растущий организм. Чем моложе ребенок, чем хуже его питание, тем более вредным для него оказывается не только длительное, но даже и кратковременное голодание, повреждающее его внутриклеточный обмен, нарушающее работу протоплазмы клеток его организма, что клинически выражается падением веса, понижением функций организма и иммунитета; ребенок гибнет при этом в состоянии атрофии от всякой случайной инфекции (см. Голодание). Установленное работами Гейбне-ра и Рубнера количество калорий в пище на 1 кг веса нормального ребенка (около 100 на 1-м году жизни) должно всегда учитываться при искусственном В. ребенка и скорее даже превышать эту цифру, особенно для детей закрытых учреждений (Герасимович). Это необходимое количество калорий может быть покрыто различным составом пищи, с преобладанием то одной, то другой из ее составных частей, что не безразлично для правильности развития ребенка и успешности В.; поэтому вторым основным требованием искусственного В. являются определенные коррелятивные соотношения между белками, жирами и углеводами. Эти соотношения для детей до б мес. должны соответствовать тем, к-рые существуют в женском молоке, т. е. на 1 ч. белка должно приходиться 3,5 ч. жира и 7 ч. углеводов. В особенности требуется, чтобы на 1 ч. жира приходилось 2 ч.. углеводов, и предлагавшаяся нек-рыми авторами (Pir-quet, Groer) замена жиров углеводами при той же калорийной ценности смеси не даст той нормальной розовой окраски кожи и тургора подкожной клетчатки и, .наконец, высоты иммунитета, которые бывают только тогда, когда ребенок имеет достаточное количество жировых веществ в пище. Неуспешность В. первых дней и недель жизни очень разведенным молоком (1:3 и 1:2) стоит в первую очередь в зависимости от невыполнения этих двух основных требований. Чтобы при первом из указанных разведений покрыть необходимое количество калорий, ребенку пришлось бы высасывать за сутки около 1.000 г смеси, но и при этом потребность в жирах осталась бы неудовлетворенной. Поэтому большинство авторов уже с первых дней жизни дает молоко, разведенное равным колич. воды, с добавлением 4—6% сахара (см. диа р. на ст. 757—758). Долго держать на такой смеси нельзя, т. к. в ней мало жира; нек-рые авторы (Finkelstein, Nassau и др.) рекомендуют 75С добавлять к ней, начиная с 3-й нед. жизни, сначала 1 %, а затем 2% жира в виде масла или сливок. Можно также с успехом добавлять одну из т. н. жирных смесей (см. Молочные смеси). Т. о., как пример пищи для В. ребенка первых недель можно привести следующую пропись: сливок (10%-х) 15 г, молока цельного—35 г, воды—50 г, сахара—5 %. Прибавка сахара обычно достаточна в количестве 5%, но возможно и увеличение до 7%, при чем молочный сахар, в виду его наклонности скорее подвергаться брожению, заменяется обыкновенным свекловичным. Дополнение коровьего молока углеводами обыкновенно ограничивается только увеличением количества сахара. Опыт показывает, что введение второго углевода (полисахарида) является благотворно влияющим как на пищеварение, так и на усвоение пищи, что выражается более энергичной прибавкой веса ребенка. Таким наиболее простым и подходящим способом для этого является разведение молока вместо воды отваром той или иной крупы, содержащим 3—5% декстринов. На этом же основана прибавка к смеси молока с водой той или иной детской муки, содержащей обычно декстринизованный крахмал и мальтозу (Mellin's food, Nahrmal-tose, питательный сахар Сокслета, а у нас Мальтон). Опыт показал, что переносимость декстринов и крахмала даже маленькими детьми довольно высока; осторожное применение отваров возможно поэтому, по нек-рым авторам, даже с двух недель жизни. Лучшее развитие ребенка при разведении молока отваром зависит, повидимому, не только от повышения калорийности смеси путем увеличения количества углеводов, т. к. прибавка сахара не дает таких результатов, а от повышения активности пищеварения, благодаря возбуждающемудействию второго углевода на кишечник. Т. о., смеси для детей являются сравнительно простыми по составу, но для успешности В. следует помнить, что они должны содержать необходимые для развития ребенка питательные вещества в тех коррелятивных соотношениях, которые указаны выше. Взяв тот же пример, что и при грудном кормлении, мы можем дать 5-мес. ребенку с весом в 6.000 г смесь, состоящую из 2 частей молока и одной части отвара муки с добавкой 5% сахара на весь объем смеси, т. е. 530 г молока (345 калорий), 270 г 3% отвара (32 калории) и 40 г сахара (160 калорий), всего 537 калорий. Это минимальное количество пищи может быть увеличено на 10—15% за счет увеличения объема пищи или повышения количества сахара до 7%. Применение более сложных смесей, содержащих в увеличенном количестве белки, жиры или углеводы, кислых и концентрированных смесей имеет место в пат. случаях, когда по тем или иным причинам ребенок не развивается на обычных смесях. Чаще это приходится применять в условиях закрытых учреждений, где, как указано, дети требуют для правильного развития большего количества калорий, а объем пищи увеличить нельзя. Применение таких смесей требует тщательной индивидуализации каждого случая, общий же принцип заключается в том, чтобы регулировать белками и углеводами процессы брожения и гниения в кишечнике и не превышать границы переносимости, существующие у данного ребенка, при введении достаточного количества воды (не менее 150 8 на 1 кг веса).— Наконец, третье указание, к-рому необходимо следовать при искусственном В. ребенка,—это добавление к смеси ви-т аминов; несмотря на неустановившийся еще окончательно теоретический взгляд на эти вещества, практически добавление витаминов приносит громадную пользу и предупреждает развитие тяжелых заболеваний. Молоко животных, как и молоко женщины, содержит разные витамины, количество к-рых зависит от содержания их в пище, но все же мероприятия, к-рые применяются к молоку животных пока оно поступит в рот к ребенку (охлаждение, стояние в бидонах, кипячение и тем более стерилизация), резко понижают содержание их в молоке. Поэтому добавление городским детям, вскармливающимся искусственно, и особенно детям в учреждениях, сырых соков овощей и фруктов, а также рыбьего я-сира является необходимым, начиная с трех мес, когда можно думать, что ребенок уже истрачивает пассивный иммунитет, полученный им в утробном периоде. Раз молоко животных является основной пищей ребенка, вскармливаемого искусственно, то, конечно, строгие требования, предъявляемые к т. н. «детскому молоку», являются необходимыми для успешности искусственного В. (сМ. Молоко). Требования сводятся к следующему: 1) молоко должно получаться от вполне здоровых коров, проверенных туберкулиновой реакцией, получающих богатый витаминами корм и находящихся в помещениях, соответствующих гиг. требованиям; 2) служебный персонал, обслуживающий ферму и приходящий в непосредственное соприкосновение с молоком, должен быть здоровым и находиться под постоянным контролем; .3) сбор молока, фильтрация, охлаждение должны быть поставлены согласно требованиям асептики и гигиены; 4) должен быть налажен транспорт охлажденного молока в запечатанных бидонах. Полученное т. о. молоко содержит очень небольшое количество бактерий и может быть применяемо для вскармливания детей в сыром виде. Вопрос о кормлении детей сырым молоком много дебатировался в мед. прессе (Monrad, Rai-mondi, Marfan и др.). В отдельных случаях кормление сырым молоком дает хорошие результаты, но для массового применения искусственного В. необходимо короткое кипячение приготовленных из молока смесей и, по возможности, быстрое охлаждение их; длительное или повторное кипячение и настоящая стерилизация молока недопустимы, т.к. влекут сильную денатурацию его и развитие скорбутических или хотя бы только прескорбутических явлений у ребенка. Там, где есть необходимость пользоваться молоком других животных—козы, ослицы или кобылицы,—приходится применять те же правила для разведения молока; по отношению к козьему молоку существует ряд наблюдений, показывающих, что дети, им ~1 о о ОЭ Ль СЛ о о о о о о о S о о о о to О О со о о о о о о ел О о о о о о о о о о о о *** / Молоко 1 :1 с водой + 5% сах 3600 гр. п 5И юнедении t-> + 1% жира —1 со Молоко 1:1с отв. рис. крупы ^ t» Л>- + 5% сах. + 1% аира. 1 us \ td J5| \ о ©> fc. Молоко 2:1с отв. рис крупы + 5% сах. ь-> to Бел к. мол. + 5% сах.] , гритпт со ди^петгеия ►J* Молоко 2:1+5% сах. с отв овс иуни С5 E£ 13 О ш Молоко 2 ■ 1 +■ 5% сах. с отв. овс муки со + сырой сок I оспен вэ.к'ц\ о to Молоко 2*1+5% сах Молоко 2:1 Молоко 2:14-5% сах МОЛОЧН: ■ кисель = Со •а Е : [КашаЩ Е^сах.щ — s •о дис теле ия to ю ESIi"Hm Молоко 2 :1 ч fKaniag ;s'!g,; !i fl°" о ■а о » о о к ьэ 00 Молоко 2-1+5% сах \ I'io'ffl to Молоко 2:1 i+5%1 со о ЕВсах.щ ■с tr 5i 1! Наша 'JQ%t i 5 1 ? 1 со гпшшШш 1 Каша 10%5 ■3 w 1 миц.циТг.тТД \;+ 5% сах-5 СО Си 1 £+ овощи Щ со о» (■pi ацгина со 00 со ер £ о С* : с J? : Р S 1 g : О шИШР'Щ :::: л- вшшан) i nit ниш со |ёШ)||1]П111Ш1Ш1 л* л- iiHIill Л>> Си Ш s 1 ринит л* Щ Бульон) 1111111 oil' i ■ nJJJII °1Ш !!!!!!!gi!i; '.....' OH" niiillOliM i Ш Ц a IliiiiimmiiW ас пе'ченкой ШШПШНШШ \ Ль Ль со 1 Щ 11 llllllllllilll \ Ль ШШ JS Я j Бульон ■11 Щ c< мясом liillll ч о пиши 1IN д ел

вскормленные, страдают анемией, точного объяснения происхождения которой до сих пор еще не найдено.

Для кормления ребенка необходимо иметь хорошие бутылочки, лучше специальной формы, не имеющие внутри никаких неровностей и острых углов, в к-рых трудно отмыть остатки молока (см: рис. 3). В технике приготовления смесей для В., кроме правильности составления их, имеет большое значение ? педантичная чистота | всех предметов, в ко- \торых производится приготовление сме-, сей; поэтому, принимая во внимание затруднительность получения хорошего молока и невозможность контроля за ним, а также в виду ряда технических трудностей домашн. приготовления смесей, всегда более желательным являет-„ „                     ся пользование сме- Рисунок 3. Бутылочки для „_,„_ „„т™,™„™, кормления.- а-негодная; сями> получаемыми ь—годная.            из специальных мо- лочных кухонь (см. Молочная кухня). Число кормлений при искусств . В., так же как и при грудном, не должно превышать 6 в первые месяцы и 5 после 3-х мес. Количество пищи по объему за сутки тоже соответствует количеству, высасываемому ребенком из груди, и ни в коем случае не должно быть более 1.000 г. Количество цельного молока, входящего в суточную пищу ребенка до 6 мес, по Бюдену (Budin), должно составлять Vio веса тела. Переход с 1:1 молока на 2:1 и с последнего на цельное молоко обусловливается не столько возрастом ребенка, сколько его общим состоянием и развитием (вес, рост, тургор тканей и т. д.), при чем цельное молоко редко дается ранее 5 мес. После трех мес. можно уже давать для разведения молока не отвар из круп, а мучной отвар, содержащий не только декстрины, но и крахмал в небольшом количестве. К 57г — 6 месяцам ребенок начинает нуждаться уже в большем количестве углеводов, и организм его подготовлен к усвоению их, без прикорма вес и развитие ребенка задерживаются, хотя индивидуальные отклонения встречаются очень часто. Начиная с 6-го месяца, ребенку можно прибавлять к грудному или искусственному кормлению немного пюре ив яблок, цветной капусты, моркови, а в 6 месяцев одно из кормлений заменяется кашей в количестве до 200 г. К 7 мес. другое кормление заменяется киселем (яблочным, клюквенным и др.), на 9-м мес. последний может чередоваться с бульоном (см. Бульон, бульон в детском питании), засыпанным крупой или с протертыми овощами, с добавкой сухаря. К 10 мес. пища ребенка становится еще разнообразнее. В виду все-таки значительной денатурации молока даже при кратковременном кипячении и разрушения витамина С, профилактическая при- бавка сырых соков овощей и фруктов к пище искусственно вскармливаемого ребенка является необходимой, начиная с трехмесячного возраста. Также желательно применение, приблизительно с этого же возраста, и рыбьего жира. Примерное меню ребенка на искусственном В. в возрасте 10—12 мес. может быть, т. о., следующим: утром в 7 ч.— молоко (200 г) или питательный кофе с молоком (1:1 или больше молока), с. сухарем, печеньем или немягким хлебом с маслом; около 101/»ч.—каша на молоке; в 1 час: а) бульон, засыпанный крупой, вермишелью или лапшой, с сухарем (150 г), б) пюре картофельное со сливочным маслом или яблочный мус (100 г) или компот; 41/,—5 час.—кисель или чай с молоком и печеньем; сырой виноградный или апельсинный сок (15—30 г); 87г— 9 час.—молоко(150г). В промежутках можно утолять жажду водой или чаем, но ни в коем случае не молоком. Мясо обычно дается после года, но некоторые дети, нуждающиеся в белковой пище, хорошо переносят мелко изрубленное мясо или протертую телячью или куриную печень и в возрасте 9 мес. Яиц до 1 года лучше не давать. Так. обр., б. или м. здоровый ребенок, без тяжелых конституциональных уклонений от нормы, может быть вскормлен искусственно при соблюдении вышеуказанных правил питания, но при условии правильной постановки ухода и гиг. условий жизни. Это обстоятельство играет в вопросе об успехах искусственного В. не меньшую роль, чем само питание. В то время как грудное В. дает хорошие результаты и малую заболеваемость, высокий иммунитет даже и в очень неблагоприятной домашней среде ребенка, искусственное В. успешно протекает только при правильной постановке ухода и если внешние условия жизни не дают слишком большой нагрузки на организм ребенка. Лит.: Филатов Н. Ф., Краткий учебник детских болезней, Одесса, 1922; Медовиков П. С, Физиология и патология пищеварения и питания, П., 1921; М а с л о в М. С, Основы учения о ребенке, т. I, Л., 1925; Сперанский Г. Н., Методика рационального вскармливаний ребенка, М., 1928; Л у и ц Р. О., Физиология и диэтетика грудного ребенка, Москва, 1928; Жор но Я. Ф., Молочная кухня, М., 1927; Langstein L. u. Meyer L. F., Вскармливание и обмен веществ в грудном возрасте, М., 1926; М е у е г L. F. u. Nassau E., Расстройства питания в грудном возрасте, М., 1926; Peer E., Руководство по детским болезням, Берлин, 1926; Nassau E., Успехи искусственного вскармливания младенцев, М., 1926; С г е г п у А. u. Keller A., Des Kindes Ernahrung, Ernanrungs-storungen und Ernahrungstnerapie, Lpz.—.W., 1923—■ 1925; Fintelsteln H., Lehrbuch d. Sauglings-krankheiten, В., 1924; Langstein L., Dystropiiien u.Durchfallskrankheiten.Lpz., 1926; Marian А. В., Traite de l'allaltement, P., 1920.         Г. Сперанский.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Смотреть что такое "ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА" в других словарях:

  • Грудное вскармливание — Андреа Соларио. Мадонна с зелёной подушкой (около 1507, Лувр). Грудное, или естественное вскармливание  форма питания новорождённого человек …   Википедия

  • МОЛОЧНЫЕ СМЕСИ — включают в себя целый ряд модификаций пищи, приготовленной из молока, начиная с простых его разведений водой и добавкой сахара и кончая очень сложными, в к рых помимо добавки отдельных ингредиентов и сами белки являются ферментативно измененными …   Большая медицинская энциклопедия

  • МОЛОКО — МОЛОКО. Содержание: Физиол. ценность и потребление М...... 612 Хим. и физ. свойства М............. 615 Бактерии М. и уничтожение их........ 622 Фальсификация М................ 629 Производство и распределение М........ 630 Молочное… …   Большая медицинская энциклопедия

  • СИНДРОМ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ МЛАДЕНЦА — мед. Синдром внезапной смерти младенца (СВСМ) внезапная смерть ребёнка в возрасте до 1 года, оставшаяся необъяснённой после полного расследования случая, включая проведение аутопсии, анализ обстоятельств смерти и клинической истории болезни. Одна …   Справочник по болезням

  • ГЕЙБНЕРА КОЕФИЦИЕНТ — энергии, количество калорий на 1 кг веса, необходимое для ребенка в первый год жизни. Количество это меняется в различные периоды жизни ребенка и в среднем равняется 100 калориям для первой четверти года, 90 для второй четверти, 80 для третьей и… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ГРУДНОЙ РЕБЕНОК — ГРУДНОЙ РЕБЕНОК. Общая характеристика особенностей грудного возраста. Грудной возраст в современной педиатрии играет особо важную роль. Мощное развитие знаний о грудном ребенке заставило даже некоторых авторов говорить о выделении… …   Большая медицинская энциклопедия

  • КОНСУЛЬТАЦИЯ — КОНСУЛЬТАЦИЯ. Содержание: Исторические данные ..............659 Структура К...................660 Методика работы ............■ . . 662 Консультация педагогическая..........664 Воздушно солнечная площадка К........667 Консультация для детей …   Большая медицинская энциклопедия

  • ИНТОКСИКАЦИЯ — (от греч. toxicon яд), отравление ядами. Самое слово токсин употребляется преимущественно в применении к ядам бактерийного и животного происхождения (змеиный яд, невротоксин и т. п.), но в категорию токсических веществ в широком смысле входят и… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ТУБЕРКУЛЕЗ — ТУБЕРКУЛЕЗ. Содержание: I. Исторический очерк............... 9 II. Возбудитель туберкулеза............ 18 III. Патологическая анатомия............ 34 IV. Статистика.................... 55 V. Социальное значение туберкулеза....... 63 VІ.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Рахит — I Рахит (rhachitis; греч. rhachis позвоночник + itis; синоним гиповитаминоз D) заболевание детей раннего возраста, обусловленное недостатком в организме витамина D: характеризуется расстройством обмена веществ, в первую очередь фосфорно… …   Медицинская энциклопедия

Книги

  • Грудное вскармливание, Питман Тереза, Ньюман Джек. Почему эта книга уникальна? Безусловно, существует достаточно много книг, статей и брошюр по грудному вскармливанию. Но найти точную информацию не так уж просто. Женщины получают… Подробнее  Купить за 1872 руб
  • Грудное вскармливание, Ньюман Дж., Питман Т.. Почему эта книга уникальна? Безусловно, существует достаточно много книг, статей и брошюр по грудному вскармливанию. Но найти точную информацию не так уж просто. Женщины получают… Подробнее  Купить за 1530 руб
  • Грудное вскармливание, Ньюман Дж.. Почему эта книга уникальна? Безусловно, существует достаточно много книг, статей и брошюр по грудному вскармливанию. Но найти точную информацию не так уж просто. Женщины получают… Подробнее  Купить за 1451 руб
Другие книги по запросу «ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» >>